Взаимодействия автовладельца и автомастера регламентируют:
Гражданский кодекс РФ;
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
Ответственность исполнителя
В соответствии с законом и правилами клиент может рассчитывать на защиту своих интересов при некачественно выполненной работе (оказанной услуге) при наличии договора. В частности, автосервис, равно как и легальный частный мастер, вправе (но не обязаны!) устанавливать на свою работу гарантийный срок — период, в течение которого при обнаружении в ней недостатка, он обязуется удовлетворить законные претензии потребителя.
Заказчик, даже если гарантия не дана, может потребовать:
безвозмездного устранения недостатков или возмещения понесенных им расходов по их исправлению своими силами или третьими лицами;
соответствующего уменьшения установленной за работу цены.
Расторгнуть договор потребитель вправе, если:
в установленный договором срок исполнитель не устранил недостатки оказанной услуги;
им обнаружены существенные недостатки, выполненной работы или существенные отступления от условий договора.
Кроме того, при наличии существенных недостатков заказчик вправе требовать повторного выполнения работы.
Требовать можно что-то одно, но в любом случае будет правомерным дополнительное условие — полное возмещение убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги (например, расходов на экспертизу, незапланированные поездки на такси и т.п.). Наконец, если дело дойдет до суда и будет доказана вина ответчика, — еще и компенсации морального вреда.
Исполнитель, предоставивший запасные части и материалы для выполнения работы, отвечает за их качество по правилам ответственности продавца за товары ненадлежащего качества.
Сроки и условия заявления претензий
Требования, связанные с недостатками работы, могут быть предъявлены как в ходе ее выполнения, так и во время приемки. Причем заказчик в обязательном порядке должен проверить качество услуги, но при этом не обязан обладать специальными знаниями и навыками. Поэтому на практике проверка сводится к внешнему осмотру. Потребитель, принявший заказ без проверки, если иное не предусмотрено договором, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены обычным (не инструментальным) способом. Речь идет о явных просчетах — непоставленных деталях, отсутствующем крепеже, механических повреждениях и т.п.
Если обнаружить недостатки во время приемки невозможно — претензии предъявляют в течение гарантийного срока, а когда он не установлен — в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги.
Когда на выполненную работу нет гарантии или она закончилась, но два года еще не прошло, заказчик должен доказать, что это заводской брак или вина исполнителя и что недостатки возникли до принятия работы или по причинам, возникшим до этого момента.
Если претензия предъявлена в период действия установленного гарантийного срока, исполнителю придется доказывать свою невиновность — т.е. что недостатки возникли после принятия клиентом оказанной услуги или из-за нарушения им правил использования ее результата, действий третьих лиц или непреодолимой силы. В противном случае — удовлетворить требования заказчика.
При выявлении существенных недостатков потребитель вправе требовать безвозмездного их устранения, если он докажет, что они возникли до принятия им результата выполненной работы или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование правомочно, даже когда недостатки обнаружены по истечении двух лет, но в пределах установленного на результат оказанной услуги срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата, если срок службы не установлен.
Для урегулирования спорных ситуаций, возникающих между исполнителем и автовладельцем, можно воспользоваться услугами экспертной организации, осуществляющей проведение независимой экспертизы, заключение которой принимается судом. Ее заказывает и оплачивает тот, кто отстаивает свои права. Если ему это удалось, расходы возместит противная сторона.